Вторник, 23.04.2024, 13:44
Балы и танцы
Хочу затронуть на этой странице сайта одну из интересных сторон жизни москвичей - их развлечений. Хотя, слово развлечение не совсем было бы правильно сказать. Для людей той эпохи - это была обычная сторона их быта. Все лето и осень все, кто мог, проводили время в своих имениях, так или иначе удаленных от столицы. Ну, а с наступлением зимы, начиналась совершенно другая, своя жизнь. Молодой французский путешественник Ж.К. Пойль, бывший в Москве в 1805-1806 годах так писал, вспоминая свои дни пребывания в первопрестольной: "Московское гостеприимство со своими балами совершенно нас заполонило. Ни одного дня не имею роздыха для моих страннических ног". Известный драматург, литератор, переводчик С.П. Жихарев в те далекие годы бывший еще студентом писал впоследствии, что в домах на балах можно было увидеть кого угодно, начиная от губернатора до простого студента. Здесь не только танцевали, здесь заводились и знакомства, порой деловые, как протеже, завязывались любовные отношения и в конце концов сюда мог прийти любой без гроша в кармане и отобедать в волю.  
Итак, балы в Москве, как я и писал в I и II главе своего описания жизни москвичей в 1812 году шли чередой, особенно начиная с зимы 1811 года. Начиная со второй половины ноября в Москве каждый день бывало по 40-50 балов, на которых играло до 1300 человек крепостных музыкантов. С 6 часов вечера зажигались две плошки у крыльца, а фонарь освещал путь от ворот к дому. На лестнице, по стенам, зажигались у людей богатых восковые, а у остальных сальные свечи, которые таяли и оплывали. 


В люстрах приемных комнат горели свечи-аплике (сало. налитое в восковой чехол), тоже оплывали; жирандоли отражались в зеркалах, стоявших в простенках,

а на окнах маканые свечи (сальные, толстофитильные) воткнуты были в деревянные не крашенные треугольники с тремя жестяными горлышками для свечей по концам. Бал открывался "длинным польским", тянувшимся длинной змейкой по всем комнатам (полонез). Степенные старички и старушки, в шутку, то щеголевато кланяются, то приседают. Не попавшие в в полонез мужчины один за другим останавливают первую и хлопают в ладоши, отбивая даму.  
Полонез. Золотолесский бал "Война и мир" в честь юбилея
1812года. 18.11.2012 год.

Кавалеры отвоеванных дам достаются сзади идущим дамам и переходят от одной к другой. Кавалер последней пары оказыается в одиночестве.

Кто-то стоически переносит остракизм и отправлятся к одному из карточных столов, отдохнуть от танцев, а кто-то, преследуемый словами: "устал! в отставку! на покой!" бежит к первой паре и отбивает даму. Смех, толкотня, недосказанные речи, недослушанные ответы, жданные и нежданные встречи, извинения, шутки и прибаутки весело заканчивают "длинный польский."  За польским следовали легкие танцы. Французский кадриль тогда еще не вошел в моду, а был экосез-кадриль, называемый "русским", вальс-экосез, вальс в три темпа и оканчивался бал a la grecque (греческим) со множеством фигур, выдуманных первой порой и бегатней по всем комнатам.
Зкосез-кадриль. Бал "Галерея красавиц." 19 марта 2016г.

Вальс-зкосез. Евгения Соленикова.

 
Экосез. "Бал в январе 1813 года". Организатор студия "Золотые леса"
20.01.2013г.

Очень модны были котельоны, самые разнообразные. Например:      котильон с мазуркой
Историческое общество "Бал в русской усадьбе". Музей "Царицыно"
27.06.2013г.

Котильон-дамы
Дмитрий Еремин-Солеников

Котильон-вальсом
Историческое общество "Бал в русской усадьбе". Царицыно. 27.06.2013г.

Котильон №2 .Медиваль
Исторические балы в Новосибирске. Галина Бельцова.

И это далеко не весь перечень танцев.Согласитесь, какая грация движений, легкость, какое уважение к партнерам, дамам. 
Жихарев в своих воспоминаниях упоминает о большом бале у Высоцких, в доме которых был большой танцевальный зал, как и в доме Апраксина на Знаменке.  Кто такой был этот Высоцкий и где он жил в Москве, спросите Вы. А вот кто. Речь идет о Николае Петровиче Высоцком, генерал-поручике, флигель-адьютанте Екатерины II. Дом, в котором он проживал, располагался на Новой Басманной сейчас дом 13/2. 

Так выглядит он сейчас.

А так он выглядел тогда по плану архитектора М.Ф. Казакова.


Дом Апраксина на Знаменке в то время по рисунку из альбома архитектора М.Ф. Казакова
Сейчас на этом месте здание Генерального штаба.

Так вот, предоставим слово Жихареву. "Ездили смотреть на освещенные окна дома... Вся Басманная до Мясницких ворот запружена экипажами: цуги, цуги и цуги. Кучерам раздавали по калачу и разносили по стакану пенника. Это по барски. Музыка слышна издалече.: экосез, а ля грек так и заставляют подпрыгивать". А это уже описание другой поездки. "Утром ездили с поздравлением к имениннице (А.С. Небольсиной), но она не принимала швейцар объявил, что покорнейше просят на вечер. "А много у вас будет гостей?" - "Да, приглашают всех, кто приедет утром, а званных нет: тихий бал назначен." Нечего сказать, тихий бал: вся Поварская, в буквальном смысле, запружена была экипажами, которые по обеим сторонам улицы тянулись до самых Арбатских ворот. Кажется, весь город втиснут был в гостиные А.С. 

Так выглядит дом А.С. Небольсиной на Поварской дом 31.

Чужая душа - потемки. но гостей принимать мастерица: всем одинаковый поклон, знатному и незнатному, всем ласковое слово и приглашение на полную свободу. Играй, разговаривай, молчи, ходи, сиди - словом, делай, что хочешь, только не спорь слишком громогласно и с запальчивостью: этого хозяйка боится. Кого тут не было, начиная от главнокомандующего до нашего брата, студента, от альфы до омеги!.. Я заслушался графа Ростопчина: что это за увлекательный образ изъяснения! анекдот за анекдотом; одной чертой так и обрисует человека, и между тем о своей личности ни слова... Говорят, что гр. Ростопчин пишет большую комедию в русских нравах".  Еще одно описание бала: "Бал огромный, но совсем не такой великолепный, как ожидали: все запросто, точно большой семейный вечер. Дом старинный. Пропасть картин, статуй, японских ваз, и Бог знает, чего-чего нет! Но все как-то не на виду. Могучий хозяин сидел в углу передней гостиной с некоторыми почетными гостями и распивал с ними чай и какие-то напитки. Все они были веселы, громко хохотали и, кажется, что-то друг другу рассказывали...    

Ужин, кувертов на двести, изобильный, но не пышный: на одном столе сервиз серебряный, на другом и третьем - фарфоровый. Услуга проворная. За большим столом служили все почти старики, а около нас суетились официанты второго разряда. Молодая хозяйка почти не садилась и заботилась о дамах... После ужина, который окончился в одиннадцать часов, граф приказал музыкантам играть русскую песню "Я по цветикам ходила"  и заставил графиню плясать по-русски.
Николай Спиридонов.
Marzmelodie 10.09.2009г.

В эпоху 1812 года плясали без отдыха, каждый день, и не только по вечерам, на беспрерывных балах, но и по утрам, на "завтраках с танцами." В этом же году в Россию из Парижа была завезена мазурка, вошедшая в большую моду. 
Вальс мазурка
Георгий Баталин. 18.02.2018г.

В Благородном собрании или, как его называли еще, Дворянском клубе было все великолепно. Там устраивались балы, маскарады, концерты, во время которых стены зал и головы дам сияли более обыкновенного: стены, кроме люстр, освещались еще разноцветными стаканчиками.  На концерты собирались около 8 часов вечера, но музыку и пение слушали мало: разговор был до того шумен, что заглушал не только пение, но и оркестр.   

Здание Благородного собрания из альбома архитектора М.Ф. Казакова.
Теперешний дом Союзов.


Так выглядел дом Пашкова незадолго до 1812 года

На балы по вторникам сюда съезжались москвичи со всех сторон города. "Многолюдство" было чрезвычайное, веселье - бешеное. Собираясь на бал, женщины "старались изобразить из себя Нимфу, Грацию и Богиню". Очаровательных москвичек было много.  
















 
Реконструкция некоторых сохранившихся и уже не существующих, но
существовавших в 1812 году зданий.

Великолепный зал Благородного собрания не имел себе равного в России, он был поразителен, особенно для входивших туда впервые. Сезон в Дворянском клубе начинался в октябре и продолжался до мая. Членами этого клуба могли быть только дворяне. Взнос для кавалеров был 20 рублей, для дам - 10 рублей. 
Николай Гаврилович Левшин, участник войны 1812 года, орловский помещик и дворянин, писал: "В 1803 году я в первый раз был в Московском собрании на бале. Чувство неизъяснимое, незабвенное на век осталось во мне, когда я вступил в главную ротонду, неожиданно представившееся моему взору. Я не хотел глазам верить и долго вразумлялся, где я?" Оркестров было два: инструментальный и роговой. Еще раз обратимся к воспоминаниям Ж.К. Пойля: "Для ваших летучих вальсов в целой Европе мастера только вы, русские, и кроме русских дам - этих через чур быстрых, почти воздушных не выдержит ни англичанка, ни немка, ни даже француженка. Гляжу как на чудо на мастероватость в этом танце на князя Дашкова и на необыкновенно быстрое умение кружить и кружиться Обрезкова". Молодые люди хорошего тона обязаны были присутствовать на всех балах и спектаклях. О том, как это было важно для москвичей светского общества говорит следующий эпизод: одна дама-москвичка с небольшими доходами, что затрудняло вывозить дочерей в свет, для большого бала была вынуждена продать свою горничную, "весьма ловкую и хорошего поведения", чтобы купить им новые платья. 







                                                                                      
 На нижних скриншотах представлены дома Ростопчина на Лубянке (слева) и полицмейстера генерал-майора Ивашкина. 

Для иллюстрации эпохи возьму еще одну миниатюру. Князь Вяземский рассказывал, что на одной московской улице проживали три старые девицы, сестры Левашевы. Они были непременными посетительницами всех балов в Москве, всех съездов и собраний, приезжая первыми и уезжая последними. Как-то спросили у старшей из сестер:"Ка это вы в ваши лета выдерживаете такую трудную жизнь? Неужели вам весело на бале?" "Чего тут веселого, батюшка, - отвечала она. - Но надобно иногда и потешить шалунью". А этой шалунье в ту пору было 62 года.  
 Вы скажите, - "ну, что все балы да балы, а как вообще жили-то?" 
Москва во всем была своеобразной! Уж если любить, так любить без памяти, жертвовать, так сотни тысяч, врать, так без удержу. В симпатиях и антипатиях никогда не отличалась сдержанностью. С министрами не шутила. Политические новости узнавала больше не из газет, а больше из писем и рассказов друзей и знакомых. По-барски жить и свободно говорить, было привилегией Москвы. Коренные москвичи называли ее отставной столицей российского дворянства. Французская мода, французский вкус, и в отношении нравов и во внешней обстановке тогдашней общественной жизни, господствовали во всей силе и с каждым днем изменяли русского человека. Настоящая русская жизнь оставалась лишь в среднем и низшем сословии: большой двор завален сором и дровами, , позади огород с овощами, у дома подъезд с перилами. В прихожей - толпа оборванных, полупьяных слуг. Комнаты без обоев, стулья без подушек, на стенах картины домашних маляров. В столовой накрыт стол, на котором стоят щи в горшках, грибы, бутылки с квасом. Хозяин в тулупе, хозяйка в салопе, рядом с ними приходской поп, школьный учитель и шут. С другой стороны - дети, старуха-колдунья, мадам и гувернер из немцев. Обеденное время у среднего класса начиналось в 12 часов, потом стали садиться в 5 и 6 часов. Вместе с тем Москва была и столицей крепостного дворового люда, составлявшего 2/3 населения столицы. В московском доме П.И. Юшкова постоянно находилось до 200 человек дворни. 20 девушек из них, наиболее красивых, танцевали, после обучения, вальсы, кадрили, экосезы, но при этом выполняли и дворовую работу, одетые в лайковые перчатки, бальные танцы, штофные сарафаны и бархатные повязки. 
Слева почтампт, справа за церковью - дом Юшкова на Мясницкой

У князя Юсупова в Харетоньевском переулке размещался гарем из 15-20 дворовых крепостных танцовщиц, которые развлекали друзей князя тем, что во время кор-де-балета по знаку Юсупова скидывали одежды и оставались в костюме Евы. 
У некоторых в девичьих находилось до 60 человек горничных, которые помимо девчонок, шили, вязали кружева, пряли или выполняли роль на посылках. Богатая москвичка-помещица Н.А. Карпова, одевавшаяся и румянившаяся еще по екатерининской моде, имела при себе все самое необходимое по тем временам: свою церковь, своего портного, башмачника, швей, певчих, обойщика, столяра... Для того, чтобы взять вещь с близлежащего стола, для нее было неприлично, так как для этого у каждой двери стоял человек ("малый"). 
Ну, а князь Одоевский, человек добродушный и благородный по тем временам, вообще продал графу Кенсона' , своему зятю, 500 душ по копейке за душу. Душа, проданная за копейку, это не казалось ему чем-то возмутительным. 
В письме к брату Булгаков писал, что живет он скромно, дом нанимает крошечный, держит 5 лошадей, две кареты и 22 человека прислуги. Но крошечный дом надо понимать по-московски. Это была целая усадьба с садом, огородом и огромным пустырем, на котором паслись коровы...  
Что продавали на улицах в магазинах или, как говорили, в лавках? Вот несколько характерных объявлений из "Московских Ведомостей" 1812 года :"В лавке И.С. Юрцовского... продаются следующие товары: Астраханский виноград свежий по 2р. фунт (рус. фунт = 4,09 кг); груша Горская 1-го сорта по 5р. ... масло Прованское по 8 р. бутыль, а штофами по 6 р. ; варенье ягодное лучшеепо 2р., а особого сорта по 250 к. фунт. Чай сквозник по 12 р. фунт, полусквозник по 7 р. фунт, ординарный по 6 р. 25 к. фунт. Кашинские колбасы с духами по 50к. фунт". 
А что можно было купить в пределах 2 - х рублей в дорогом Питере и в более дешевой Москве? Вот то, что мне удалось найти:
В начале XIX века рабочие  зарабатывали в среднем 80 рублей в год. Трудились они по 60 – 70 часов в неделю. В то же время, учитель получал ~ 240 рублей, профессор от 2000 рублей плюс 500 рублей квартирных. По одним данным цены на основные продукты были такие:
пуд свежей говядины - 1р.40коп.-1р.60коп.
пуд пшеничной муки - 55коп.-70коп.
ржаной - 30коп.-40коп.
пуд коровьего масла - 9р.-10р.
пуд топленого коровьего сала - 5р.
пуд меда - 13р.50коп.-14р.

По некоторым другим данным:
ржаная мука - 9 коп./кг
пшеничная мука - 15 коп./кг
рис - 20 коп./кг
манная крупа - 50 коп./кг
вермишель - 40 коп./кг
гречневая крупа или овсянка - 12 коп./кг
горох - 10 коп./кг
сахар колотый - 40 коп./кг 
мед - 1 руб./кг чай - 4-6 р./кг
кофе в зернах - 1.25 р./кг 
говядина 1-й сорт - 40 коп./кг
говядина 2-й сорт - 30 коп./кг
телятина - 70-80 коп./кг
курица - 50-60 коп./шт
утка - 70 коп./шт
гусь или индейка - 1.25 р./шт
рябчик - 30-40 коп./шт
тетерев - 35-45 коп./шт
За рубль можно было купить мешок картофеля. Качественная книга стоила от 3 рублей, атлас - 10-15 рублей.
Когда состоятельные и богатые москвичи принимали на серебре десятки блюд, простолюдины, беднота, ели хлеб пополам с соломой, лебедой, спали на полу в дыму с телятами и овцами, а летом и осенью зачастую спали на улице. На Москве реке, Яузе стирали белье, в районе Николоворобьинских улиц на берегу Яузы существовали бани, где открыто, на воздухе, мылись люди обоего пола. Посадские и простой народ летом ходили в халатах или рубахах, а зимой носили тулупы; летом на голову одевали круглые шляпы или картузы, зимой шляпы или меховые картузы. Женщины одевали ситцевые накидки, зажиточные - "канаватные" с золотом по 100 р. и более. Выйти без нее на улицу почиталось за стыд. Обыкновенная одежда женщин состояла из рубашки с широкими рукавами и узкими в запястьях. У пожилых женщин у рубах был высокий ворот и широкий воротник, юбка и душегрейка или шушун, голову покрывали платком. По праздникам на улицу выходили в дорогих кокошниках, убранных жемчугом и драгоценными камнями, на шее было "перло" (жемчужная нить)








А вот мода богатых москвичек и москвичей:





Дороги и улицы оставляли желать лучшего. На ночь большие улицы закрывались рогатками, у которых сторожа были из обывателей. За час до рассвета рогатки снимались, а ставились в 10 часов вечера. Некоторые сторожа стояли с ружьями, некоторые с дубинами, а при тревоге, трещали трещетками. В 1800 году в Москве существовало до 6.559 уличных фонарей, каждый из которых обошелся городской казне по 1 рублю. Ставили их через 40 сажен (85.2 метра) друг от друга. Некоторым обывателям разрешалось оставлять свечи на на подоконниках. Они, так же как и фонари, горели до полуночи. 
   Средства передвижения москвичей:




Я озаглавил мою страничку, как краткое описание быта москвичей. Знаю, что многие не читают написанное, а стремятся посмотреть картинки или скачать, какой-либо материал. Поэтому, как бы мне не хотелось продолжить эту тему, я закончу ее некоторыми картинками, взятыми из книги Матвеева о жизни москвичей до вступления в нее французов. Если хоть как-то заинтересовал Вас, скачайте предложенные мной книги, окунитесь в Москву 1812 года. 












    

  Дорогой читатель, 
хочу предложить Вашему вниманию для ознакомления с настоящей темой знаменитые "Записки Современника. С.П. Жихарев", дабы не затруднять читателя пересказом и своим собственным видением той эпохи. Помимо книг о Москве периода начала 19 века под описанием Пыляева и Матвеева (ссылка для скачивания) , представленных у меня на сайте, - это еще один ценный источник подлинной жизни москвичей . 
   
С.П. Жихарев



СКАЧАТЬ/ЧИТАТЬ







Яндекс.Метрика